Новости ПМР

В Бендерах отмечают свой День памяти жертв политических репрессий

Бендерская ассоциация жертв политических репрессий отмечает День памяти погибших репрессированных дважды в год: кроме общепризнанного Дня памяти 30 октября, это еще и 13 июня.

Как передает корреспондент «Нового Региона», члены ассоциации собрались сегодня на митинг у бендерского железнодорожного вокзала, рядом с мемориальной доской памяти репрессированных горожан. Ровно 70 лет назад отсюда в Сибирь отправились 59 вагонов, в которых везли 2404 семьи – жителей Бендер и окрестных сел. Так начались массовые чистки в недавно созданной МССР. Всего отсюда с 1941 по 1949 год было выслано более 500 тыс. человек. 

«В этом году мы отмечаем не только этот печальный юбилей, но и 20-летие нашей ассоциации, – рассказала ее председатель Анна Ярошевская. – Ее члены – это те, кто ехал в вагонах в Сибирь 70 лет назад, а также дети, родившиеся в ссылке. Сейчас в нашей организации 380 человек, 5 лет назад людей было почти вдвое больше – 650».

О тех печальных событиях вспомнил и Николай Олой. Ему было всего 11 лет, когда ночью в дом ворвались незнакомые люди. Колю вместе с матерью, отцом и 5-летним братом отвезли на вокзал и затолкали в вагон.

Почти сразу семьи разделили: мужчины ехали отдельно, в товарных вагонах. Лишь позже близкие узнают, как нелегко им пришлось. Ехали стоя из-за тесноты. Спали по расписанию: 3 часа в сутки группами по 10 человек. На четверых получали буханку черного хлеба, одну селедку и немного воды. Многие заболели, некоторые умерли. Лишь однажды поезд остановился. Пассажиров заставили выкопать большую яму. Выгрузили трупы, вынесли больных. Потом все вернулись внутрь, а снаружи раздались выстрелы. На месте той братской могилы не оставили даже бугорка.

Мужчины оказались в городе Ивдель Свердловской области. Их разместили в грязном, сыром бараке. Работали заключенные на лесоповале. Кормили плохо. За «политическими», кроме обычной охраны, надзирали еще и уголовники.

«Из нашего села Тигеч выслали 130 семей, лишь в 10 из них отцы пережили ссылку», – сказал Георгий Скрипкарь, написавший книгу о своем «взрослом детстве».

Большинство репрессированных было реабилитировано лишь после смерти Иосифа Сталина, многие – посмертно.

«В городе к нам относятся с пониманием, – заметила Анна Ярошевская. – Помогают руководители предприятий и организаций, а бендерская госадминистрация выделила 2 тыс. рублей на поминальный обед».

© 2011, «Новый Регион – Приднестровье»