Вадим Мишин: «Винное эмбарго – это грабли, на которые Молдова постоянно наступает»

Уже третьи сутки новость о том, что Россия ввела запрет на поставки молдавского вина, не дает спокойно жить не только виноделам Молдовы, но и всему народу нашей страны...
Пена яростных споров ушла, все уже успели высказаться, и пришло время просто поразмышлять: что же произошло между Россией и Молдовой на почве винных поставок?
Единственный факт, против которого вряд ли поспоришь, это то, что заявление Геннадия Онищенко, главного санитарного врача РФ, прозвучало после двух визитов в Молдову заместителя премьер-министра Рогозина и Патриарха Кирилла. И тот, и другой визит, к сожалению, не обошлись без выпадов какой-то части гражданского общества, протестующего против якобы вмешательства России во внутреннюю жизнь Молдовы. Кто-то их поддержал, кто-то яростно выступил против, а кто-то (вы не поверите) даже не заметил ни одного, ни другого визита. Откуда же такой ажиотаж?.. На каком основании часть нашего общества решила, что черту под не простыми визитами высокопоставленного члена российского правительства и великого православного миротворца в Молдову должен подвести именно главный санитарный врач России?..
Что касается самого винного эмбарго. Молдова эту напасть переживает уже третий раз. 2003, 2006, 2013 – это годы, когда приостанавливался ввоз молдавского алкоголя в Россию. Трижды (!) мы наступали на одни и те же грабли. Грабли некомпетентности, непрофессионализма и халатности со стороны… молдавских чиновников. И гром грянул.
В 2003 году Россия впервые запретила ввозить молдавские вина на свою территорию. Сколько же тогда было крика в Молдове!.. Но выводы сделали правильные, – а именно, разработали ряд мер, предотвращавших возможность попадания некачественного алкогольного продукта на территорию России. Несколько правительственных ведомств, начиная от органов внутренних дел, до министерства сельского хозяйства, экономики и иностранных дел провели серьезную работу по борьбе с некачественным алкоголем и поставками в Россию алкоголя качественного.
Были разработали косвенные меры, которые призваны поставить заслон подобному бизнесу. К таким превентивным мерам относилось и открытие в посольстве Молдовы в Российской Федерации информационно-аналитического центра и постоянной выставки национальных товаров наиболее известных молдавских фирм-производителей, в том числе, и 40 винодельческих предприятий. Идея открытия центра и выставки была в том, чтобы российские бизнесмены смогли всегда ознакомиться с молдавской продукцией, с сертификатами качества, и даже продегустировать тот или иной продукт. Постоянно отслеживалась информация, характеризующая динамику торгово-экономических отношений Молдовы и России и совершенствование двусторонней правовой базы в целях продвижения национальных товаров на российский рынок и привлечения инвестиций в национальную экономику. Выставка, кстати, действует до сих пор.
2006 год также ознаменовался винным эмбарго для Молдовы.
И, наконец, 2013 год. Заметим, ровно десять лет прошло с «первых грабель». Но это нас ничему не научило. Вновь в молдавском алкоголе главное санитарное ведомство России нашло нечто такое, что позволило ввести на него запрет. Причем, как выясняется, Геннадий Онищенко уже несколько раз предупреждал Министерство сельского хозяйства Молдовы о возможных последствиях, убеждая молдавских чиновников исправить ситуацию. Но у наших чиновников в рукаве был великолепный козырь. Видно, они рассчитывали, что Россия не пойдет на осложнение отношений с Молдовой по ряду политических моментов. И оставили предупреждения санитаров России без своего внимания. Более того, не удосужились даже съездить в Москву и поинтересоваться, что случилось с тем товаром, который они «благословили» своими сертификатами «качества» (наверняка, получив за это прибыль). Не стали просить остановить эмбарго, вместе разобраться в ситуации. НЕ СНИЗОШЛИ молдавские чиновники до российских. Кстати, когда разразился скандал, они искренне не понимали, чего от них хотят. Ведь они ждали официального документа о расторжении отношений, чтоб уже после его изучения предпринимать меры… Воистину, не ведают, что творят. Вместо того, чтобы колонной лететь в Россию, договариваться, просить прощения за поставку некачественного продукта, просить, чтобы данная коллизия не повлияла на ухудшение торговли, молдавских чиновников устроила ситуация, когда все можно свалить на «пророссийскую политику сдержек и противовесов».
Но больше всего поражает, что молдавские чиновники только сейчас, спустя десять лет (!) со дня первых ошибок, приняли решение начать переговоры с Москвой о создании системы доставки алкогольных напитков, в соответствии с положениями Соглашения о свободной торговле в рамках СНГ. Только сейчас было решено определить требования качества и безопасности для доступа на российский рынок молдавской винодельческой продукции. Хочется задать сакраментальный вопрос: «а раньше, в течение 10 лет, нельзя было это сделать?»
Хочется, очень хочется в сердцах списать все на нерадивость и бездумность. Но это было бы слишком просто. И вот почему. Когда случается преступление, первый вопрос, который ставит перед собой следователь, звучит так: «А кому это выгодно?» В нашем случае, при объявлении эмбарго на алкогольные напитки, выигрывают партнеры из Евросоюза и других стран, которые тут же занимают освободившуюся нишу в России. Вот только надо выяснить: а может, эта ниша освободилась не случайно?.. Может быть, кто-то из местных чиновников «помог» так сложиться ситуации?..
Если эта гипотеза правдива, то в недалеком будущем мы должны быть готовы, что и другая молдавская продукция, фрукты, овощи, консервы и пр., «вдруг» будут подвергнуты эмбарго. Ведь чего только верноподданнический инстинкт молдавского чиновника средней руки не сделает для обожаемого «евробрата». И место ему освободит на рынках СНГ, и народ свой загонит в еще большую нищету и кабалу.
Пора опомниться! Прийти в себя от «нервнопаралитического еврогаза»! Необходимо срочно решать проблему с отменой запрета на ввоз молдавской винодельческой продукции. Надо ставить точку в истории эмбарго и тщательно расследовать ситуацию на внутреннем рынке, выяснить, по вине кого данная ситуация вообще могла возникнуть и заставить ответить за свои поступки. Кроме того, Министерство иностранных дел, в особенности посольство Молдовы в Российской Федерации должно более активно работать во внешнеэкономическом аспекте, чтобы на российском рынке ценилось и уважалось качество молдавской продукции.