Новости ПМР

Ольга Курносова призвала Алексея Миллера помочь арестованным менеджерам сербской «дочки» «Газпром нефти»

8 апреля / TDI /. Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер стал адресатом открытого обращения по поводу ареста 13 ноября 2013 года в Панчево двух директоров «Нефтяной индустрии Сербии» (NIS) – россиянина Виктора Славина и украинского гражданина Джаджита Сингха. С обращением к Миллеру на состоявшемся пикете, прошедшем у главного офиса «Газпрома» на Наметкина, 16 в пятницу, 4 апреля, выступила правозащитница Ольга Курносова.

Она призвала главу «Газпрома» взять под личный контроль дело «балканских пленников», работавших в сербской «дочке» ОАО «Газпром нефть». «Господин Миллер! Сингх и Славин находятся сейчас в сербской тюрьме. У меня на плакате написано: «Миллер! Возьмите дело Сингха – Славина под личный контроль!». Я прошу Вас лично разобраться в этом вопросе. Я хочу понять, что у нас происходит? У нас действительно борются с коррупцией, у нас действительно защищают своих людей? Поэтому я прошу: займитесь этим делом лично, возьмите дело Сингха – Славина под личный контроль и помогите вытащить ребят из сербской тюрьмы», - сказала общественница.

В пятничных пикетах на площадке перед зданием «Газпрома» участвовали московские и петербургские гражданские активисты. В руках у них были плакаты: «Русские своих не сдают?», «Миллер! Вы будете бороться с коррупцией и клановостью в Газпром нефти?», «Свободу Сингху и Славину!» и «Миллер! Разберитесь с погрязшим в коррупции директором NIS Кравченко!».

Славин и Сингх попали в тюрьму по огульным подозрениям в «коррупции». Тогда же задержали, но после уплаты залога в 400 тысяч евро освободили владельцев австрийской BMR Group (подрядчик NIS) - Драгишу Деспотовича и его сына Александра. Старшего Деспотовича, не проходившего по «антикоррупционному» делу, схватили вообще за компанию.

Как уверены специалисты, за арестами стоит шеф службы безопасности NIS Игорь Тарасов и его зам Игорь Чернов, отвечающий за НПЗ Панчево, действовавшие с одобрения гендиректора NIS Кирилла Кравченко (сын социолога Альберта Кравченко, разоблаченного как плагиатор). К Тарасову ведут и «ниточки» агрессивной кампании, которую против Сингха и Славина вели некоторые российские и сербские масс-медиа, в том числе ИТАР-ТАСС.

Долгое время на произвол к Славину не обращал свое внимание Александр Чепурин, посол РФ в Сербии. Подобную позицию можно объяснить зная, что сам Тарасов когда-то работал в посольстве, в 2006 году был его первым секретарем. Проблему Сингха украинские дипломаты пытаются урегулировать на свой страх и риск. Еще в ноябре завершилась миссия посла Виктор Недопас, с преемником не определились ни Янукович, ни Турчинов.

В панчевской прокуратуре дело Сингха – Славина закреплено за зампрокурора Оливерой Секулич Шошдеан (Olivera Sekulić Šošdean). 13 марта суд вынес решение продлить обоим до 12 апреля срок содержания в СИЗО.

В ходе следственных мероприятий сербские правоохранители нарушали юридические нормы. В частности, использовалась самая тяжкая часть статьи 367 в уголовном кодексе. Как считают юристы, такого состава преступления нет в принципе. Произвольное толкование пунктов этой статьи дает возможность «мариновать» Сингха и Славина в СИЗО и через 60 суток после ареста.

В Сербии еще до предъявления арестантам обвинений адвокаты могут знакомиться с материалами дела. Но в ситуации с NIS допущен «прецедент». Защита получила доступ не к оригиналам «прослушек» от СБ, а транскрипт их перевода (с русского).

Обязана сторона гособвинения и обосновать причины для продления срока содержания под стражей. Но панчевская прокуратура кивает на полицейских, а те не торопятся передавать улики. Все это играет на руку Тарасову и Чернову.

«Вина» Сингха в том, что он говорил подрядчику, что надо быстрее и лучше выполнять обязательства, которые предусмотривал «коррупционный» контракт. С 19 апреля и по 13 ноября между NIS и BMR Group оформлено 5 договоров на сумму в 26,1 млн. евро (с НДС) и 1 договор на 54 млн. 34 тыс. динар. В двух случаях за работу могла выполнить только компания Деспотовичей.

«Коррупционный» контракт, подписанный Славиным и десятком представителей NIS(в том числе из СБ), гарантировал для BMR Group право на 10%-ный бонус (за качество при выполнении работ прежде срока). Летом 2013 года гендир NIS Кирилл Кравченко, прежде сам визировавший все контракты, изменил самому себе и подписал доверенность на имя Славина.

BMR Group, по версии следствия, имела преференцию во время открытых торгов на понижение. Такая интерпретация экспертам видится как абсурдная: снижение аппетита у крупного подрядчика помогает минимизировать риск корпоративного сговора и меньше бьет по карману собственника компании.

Согласно материалам дела, бонус якобы мог быть дважды передан в Австрии от BMR Group от одного посредника к другому. Другие «улики» кроме трансрипта в деле не присутствуют. По всей вероятности, Деспотовичей с Сингхлм и Славиным заставляют оговаривать самих себя, однако все «коррупционеры» повели принципиально.

В январе показания по делу дал сотрудник СБ NIS Александра Тодоровича. По его словам, если судом будет установлено, что Сингх и Славин получили 10%-ный бонус на руки, то речь идет об ущербе, понесенном NIS. И даже если не подтвердится факт взятки, то и тогда NIS будто бы терпит ущерб, поскольку про арест ее топ-менеджеров раструбили СМИ.

Уже на этой неделе будет понятно, восстановят ли справедливость в отношении «балканских пленников» или нет.

источник: ИА TRANSDNESTRINFORM