Новости ПМР
Достаньте мне один билет до Монте-Карло. Гендиректор NIS Кирилл Кравченко заигрался в «русскую рулетку»?

29 апреля / TDI /. Важнейшей задачей сформированного 27 апреля нового правительства Сербии его глава Александр Вучич назвал оздоровление и реформирование экономики. К данному заявлению следует внимательно прислушаться руководителям «Газпрома», фактически монополизировавшего нефтегазовую промышленность балканской страны. Прежне всего должен задуматься потенциальный кандидат в фигуранты досье Европола - гендиректор NIS Кирилл Кравченко, запутавшийся в брачных аферах, коррупционных схемах, махинациях с недвижимостью.
С февраля 2009 года мажоритарным акционером NIS является петербургское ОАО «Газпром нефть» (председатель правления и генеральный директор Александр Дюков, глава совета директоров Алексей Миллер). Правительству Сербии сейчас принадлежит 29,87% акций NIS. «Газпром нефть» со временем увеличила свою долю с 51% до 56,15%.
«Вы делаете 380 миллионов евро прибыли. Мы знаем, что вы это сделали, используя в основном нашу отечественную нефть, а не благодаря необыкновенным и гениальным управленческим результатам. Если сербская доля в NIS составляет 29%, то, извините, почему все деньги отправляются в развитие? Почему каждый год всю прибыль забираете вы?», - заявил совсем недавно будущий премьер Александр Вучич в эфире сербского государственного телеканала РТС.
С 2009 года бессменным «газпромовским» гендиректором NIS (то есть олицетворением «гениального управленческого результата») является Кирилл Кравченко, сын скандально известного социолога Альберта Кравченко, пойманного на плагиате. Попутно главный сербский нефтяник числится в кадровом резерве администрации президента России. Каждый год его эффективного менеджмента на берегах Дуная сопровождается новым скандалом.
8-9 января 2011 года Кирилл Кравченко официально стал брачным аферистом-двоеженцем, сыграв первую «русскую» свадьбу в итальянском Бари. Об этом сообщалось в деловой газете «Маркер», ссылавшейся на итальянскую газету La Repubblica. Второй женой Кравченко стала его коллега Елена Стадниченко. Вместе с тем кумовство, «служебные романы» и брачные аферы (с нарушением законодательства ЕС!) как-то не вяжутся с европейским бизнес-стандартами, следуя которым NIS первой из сербских компаний открыла офис в 2011 году в Брюсселе.
22 июля 2012 года независимый профсоюз нефтяников и газовиков (Nezavisni sindikat Naftagasa) обратился президенту Сербии Томиславу Николичу в связи с тем, что пока Кирилл Кравченко вещает о прибыли и инвестициях, росте производства, 708 работников (а не 300, как сообщалось пресс-службой NIS) два месяца находятся в неоплаченном отпуске. Причем от «отпускников» требовали переводиться из штата NIS в сервисную компанию на краткосрочные 3-х и 6-месячные контракты, забыв о соцпакетах и выходных пособиях.
<iframe width="420" height="315" src="//www.youtube.com/embed/_Hs-oLzY8nw" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
13 ноября 2013 года полиция Панчево арестовала двоих подчиненных Кравченко - россиянина Виктора Славина, директора блока «Переработка», и украинского гражданина Джаджита Сингха, зампредседателя тендерной комиссии, директора Функции по инвестициям и развитию. 13 марта и 12 апреля 2014 года суд дважды, в каждом случае раз еще на месяц, продлевал обоим сроки ареста.
За полгода «дело Сингха-Славина» спровоцировало широкий общественный резонанс в России. В марте-апреле акции солидарности с «балканскими пленниками» проходили у посольства Сербии в РФ, МИД России, головных офисов «Газпром нефти» и «Газпрома». С открытыми обращениями к Сергею Лаврову, Алексею Миллеру и Александру Дюкову выступила Ольга Курносова. Случайными очевидцами акции у сербского посольства стали британский и французский послы Тим Барроу и Жан-Морис Риппер.
Заказчиками арестов в Панчево пресса называет директора Функции корпоративной защиты (служба безопасности) NIS Игоря Тарасова, в прошлом сотрудника КГБ и первого секретаря посольства РФ в Белграде, и его заместителя Игорь Чернова, курирующего НПЗ Панчево (Pančevo Refinery). Ими же против Сингха и Славина была инспирирована в СМИ агрессивная кампания, в которую было втянуто даже ИТАР-ТАСС.
Славина, подписывавшего контракты NIS по доверенности, летом «неожиданно» выданной ему Кравченко, и Сингха огульно подозревают в коррупционном сговоре с подрядчиком – австрийской стройфирмой BMR Group. С 19 апреля по 13 ноября 2013 года сторонами заключено 5 договоров на 26 млн. 79 тыс. 837 евро 69 евроцентов (с учетом НДС) и 1 договор на 54 млн. 32 тыс динар. С двумя заказами справиться могла только BMR Group. В якобы «коррупционном» контракте, так и не расторгнутом, для подрядчика предусматривался 10%-ный бонус (за качество и срочность).
Дабы надавить на мажоритарную собственницу компании-подрядчика Мариолу Деспотович арестовали ее сына Александра Деспотовича, гендиректора BMR Group, и мужа Драгишу Деспотовича. Однако никто из них не признался в преступлениях, которых и не совершал, и не оклеветал Славина и Сингха. В итоге Деспотовичи были выпущены под залог в 200 тыс. евро с каждого. Их «подельникам» суд тоже предложил выплатить залог, но по 2 млн. евро с каждого, хотя на двоих им вменяли «получение взятки» в 303 тыс. евро!
Волна арестов в Панчево изначально выглядела как показательная расправа, учиненная в первый рабочий день в NIS Александра Скоромца - преемника Славина, готовившегося к переводу в Москву на повышение. Мол, смотри и запоминай, Скоромец, такое может случиться с любым, кто осмелится бросить вызов всемогущим Тарасову с Черновым и откажется пособничать их коррупционным схемам.
Сфабрикованным делом занимается зампрокурора Оливера Секулич Шошдеан (Olivera Sekulić Šošdean). В качестве единственного «вещдока» фигурирует транскрипт неточного перевода с русского на сербский телефонных переговоров Сингха. Тот требовал от Александра Деспотовича, чтобы BMR справлялась с заказами в срок и с надлежащим качеством. Для этого Сингх знакомил с порядком цен, предлагавшихся другими фирмами-участницами тендера.
В январе 2014 года нужные Тарасову и Чернову показания дал как «эксперт» их подчиненный – Александр Тодорович, директор Дирекции корпоративной безопасности Блоков. По его словам, раз о скандале сообщили СМИ, то имиджу NIS якобы нанесен ущерб.
Еще раньше, 25 ноября, Тодорович участвовал в совещании, устроенном в центральном офисе NIS замом Тарасова – Деяном Павловичем, потребовавшем от Мариолы Деспотович, чтобы ее сын и муж, находившиеся под арестом, оговорили себя, Сингха и Славина.
Также от госпожи Деспотович требовалось, чтобы BMR Group сделала для NIS по каждому из 6 проектов на НПЗ Панчево скидку в 10-12%, а для закрепления договоренностей оформила дополнительное соглашение. А это явилось бы косвенным доказательством, что бонус в 10% для подрядчика якобы предназначался как незаконное вознаграждение «коррупционерам» Сингху и Славину.
Также Павлович предупредил, что если Деспотовичи не пойдут на попятную перед требованиями СБ NIS, дальнейшие переводы денег от NIS на счета BMR Group (по имеющимся 6 контрактам) будут блокированы, а после окончания работ компанию на 6 месяцев зачислят в «черный список».
Кроме шантажиста Павловича с «медиаэкспертом» Тодоровичем, пристальное внимание заслуживает еще один подчиненный Тарасова - бывший офицер югославской армии по фамилии Пашич, тесно связанный с ЦРУ США и, возможно, знающий о махинациях Кравченко, например с недвижимостью в Монако и деньгами из «черной кассы» высокопоставленных покровителей гендиректора NIS.
Совсем недавно стало известно, что Кирилл Кравченко, являющийся заместителем гендиректора «Газпром нефти» по управлению зарубежными активами, приобрел для себя дом в княжестве Монако. Правда, покупку оплатил не из своих сбережений, а взял взаймы, но негласно, у своих покровителей, контролирующих распределение подрядов NIS и для которых (как ранее сообщали СМИ) Кравченко исполняет функции директора «прачечной» по отмыванию денег.
Вероятно, новоиспеченный монегаск понадеялся, что пополнение кассы будет как и прежде стабильным и бесперебойным. Но череда скандалов вокруг Кравченко не позволила прийти очередному траншу в 2014 году. Таким образом, амбициозный гендир NIS попал в затруднительную ситуацию. Часть «общака» потрачена на личные нужды, а новых поступлений нет. Как закрыть «дыру» – большой вопрос.
Вероятно, эти обстоятельства не позволяют господину Кравченко ужинать по сербской традиции в ресторане в окружении друзей – мучает совесть. Потому приходится «снимать стресс» в одиночестве перед телеэкраном. Из-за этого ранние совещания и встречи не проводятся – здоровье не позволяет.
Ситуация усугубляется тем, что у реальных владельцев этих денег уже возникают вопросы о состоянии счетов. Чем может закончиться для карьеры Кравченко эта авантюра, даже подумать страшно. На назначенном на 6 июня совете акционеров ОАО «Газпром нефть», будет рассматриваться и кадровый вопрос. Как будет отрабатывать «долги» горе-управленец, возомнивший себя «крутым боссом», покажет ближайшее будущее.
Не ясно, как отнесутся акционеры к уже выявленным в ходе аудита недостачам и необоснованным расходам, а сумма, как утверждают посвященные, превышает 600 млн.долларов. Если конечно, это не та часть прибыли, предназначенная для «поощрения покровителей».
А пока напомним, что в качестве приоритетов правительства Вучича названа экономическая реформа. А значит, отход от практикуемых в NIS коррупционных схем РОЗ ( «распил», «откат», «занос») по российскому образу и подобию.
Еще один момент – свой аппаратный вес в кабинете Вучича сохранит председатель общего собрания акционеров NIS Зорана Михайлович, совмещающая теперь посты вице-премьера и министра по делам строительства, транспорта и инфраструктуры. В прежнем правительстве Ивицы Дачича она была министром энергетики и была известна как один из главных скептиков в отношении сотрудничества с Россией (читай с «Газпромом») в этой сфере.
Сохранит ли Кирилл Кравченко «хлебное место» в NIS или нет, зависит не от него самого. Однако уже ясно, что до собрания акционеров «Газпром нефти» новых денежных поступлений для того же НПЗ Панчево нет и не будет. Сделать в этой ситуации Сингха и Славина стрелочниками, виновными в финансовой «дыру», возникшей по вине Кравченко и СБ, не получилось. Поскольку деньги «Газпрома», подпавшего под пресс санкций Евросоюза, любят счет, то возможно, для возврата «карточных» долгов придется продать домик в Монако и позабыть о сладкой жизни на «загнивающем» Западе.
УИА "KPUNEWS"
источник: ИА TRANSDNESTRINFORM