Новости ПМР

Под крылом белого аиста

14 мая / TDI /. Радость, счастье свободы принесла в Приднестровье весна 44-го года. В упорных боях 24 марта советские войска выбили врага из Каменки, 30-го была освобождена Рыбница, 11 апреля – Слободзея, днем позже – Дубоссары и Григориополь. 12 апреля стрелковые дивизии 37-й армии 3-го Украинского фронта вступили в освобождённый Тирасполь. Завершились 970 трагических дней и ночей оккупации, которая унесла жизни более 4 000 тираспольчан, сообщает ВС Приднестровья.

Наступила мирная жизнь. Нужно было восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. В руинах лежали многие предприятия. Для тираспольского винзавода трагедия повторилась. В гражданскую предприятие разграбили и сожгли, в 44-м румынские оккупанты взорвали перед отступлением основные корпуса и винные погреба. Горы искореженного железобетона и развалины увидели 12 апреля вошедшие в Тирасполь части Советской Армии.

Директор предприятия, депутат Верховного Совета Олег Баев пишет в своей книге «Век под крылом белого аиста»: «Деревянный забор, окружающий территорию завода, сгорел. В буйно разросшемся бурьяне торчали куски бетона. Сквозь зияющие провалы чудом уцелевших оконных проемов синело весеннее небо. Обидно было это наблюдать, потому, что перед самой войной завод вышел на две трети своей проектной мощности. К концу третьей пятилетки предприятие должно было ее перекрыть и развернуть производство марочных коньяков. Война все опустошила».

44-й год… Фронт была далеко за Дунаем. На руины завода пришли строители-каменщики. Закипела работа, развалины уступили местно строительным площадкам. Завод вновь возрождался из пепла, как птица феникс.

«Это руины, обрушенные конструкции, разграбленное сырье, уничтоженное оборудование. В аналогичной ситуации были многие предприятия, учреждения города. 12 апреля – это точка отсчета, с которой началось восстановление, очень непростая, без средств, мирная жизнь, но у людей было столько энтузиазма, столько желания, что восстановление учреждений велось стахановскими темпами», – рассказывает Олег Баев.

На Ти­рас­поль­ско­м ви­нзаводе пер­вые ко­ньяч­ные спир­ты были за­ло­же­ны на вы­держ­ку перед самой вой­ной, в 1938 году. Среди кад­ров во­ен­ной ки­но­хро­ни­ки, по­вест­ву­ю­щих о по­ко­ре­нии Ев­ро­пы на­ци­ста­ми, можно встре­тить и те, где немец­кие офи­це­ры де­гу­сти­ру­ют фран­цуз­ские ко­нья­ки. По­доб­ных кад­ров, от­но­ся­щих­ся к Ти­рас­по­лю, не най­ти. Их про­сто не могло быть. Все спирты были вы­ве­зе­ны сна­ча­ла в Одес­су, в Се­ва­сто­поль, а затем – на Северный Кав­каз. Днём и ночью ухо­ди­ли на во­сток эше­ло­ны с цен­ным про­мыш­лен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем, сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ма­ши­на­ми, зер­ном, про­до­воль­стви­ем. В начале войны из Мол­дав­ской ССР в крайне тя­же­лой об­ста­нов­ке было эвакуировано до 300 тыс. граж­дан рес­пуб­ли­ки, вы­ве­зе­но более 4 тыс. ва­го­нов. Старожилы Тирасполя вспоминают: даже когда враги уже со­всем близ­ко по­до­шли к городу, предприятия про­дол­жа­ли работать и отправлять продукцию на фронт. После эвакуации не останавливалось производство в тылу.

В 41-м заводчане, как и весь советский народ, поднялись на защиту Отечества. Имена погибших навечно занесены в летопись старейшего предприятия республики. В майские дни в фойе административного корпуса разместилась выставка, посвященная 70-летию Великой Победы. Со старых фотографий глядят на нас фронтовики, прошедшие тяжелыми дорогами войны. Здесь и убеленные сединами, и молодые, те, кто навечно зачислен в «бессмертный полк». Как рассказала работник предприятия Анна, 50 заводчан ушли на фронт: «Мы помним о них. В музее завода собраны и бережно хранятся документы тех лет, фотографии героев-освободителей».

Остались на полях сражений Великой Отечественной директор завода Л. Непомнящий, его заместитель Е. Шварцман, известный винодел С. Кучер, А. Желтиков, И. Ковалев, В. Левченко, А. Дмитриенко, Н. Кузнецов. В память о них на территории предприятия в 80-е была возведена стела. Это решение принял Борис Михайлович Хилков, в то время возглавлявший завод. Памятник необычный. Вдоль гранитного камня тянется вверх виноградная лоза, как олицетворение жизни, опавший листок – символ ушедшей в вечность души винодела-фронтовика ...

«Памятник символизирует прерванную жизнь… Идея принадлежит Ивану Сарахану. Он сам привез камень с Украины, а устанавливали стелу силами нашего строительного цеха. Возле памятника проводились линейки, ребят из подшефной средней школы N18 принимали в пионеры, здесь же мы чествовали ветеранов», – вспоминает винодел, работник тыла Борис Михайлович Хилков.

Борис Хилков в 16 лет получил направление горкома комсомола на учебу в ремесленное училище. Началась война, и учеников направляли работать на Ковровский завод, где налаживалось производство пулеметов и автоматов. Парень рвался на фронт, но его не пустили – слесари 6-го разряда нужны были на предприятии. В мирное время перед ним открылась новая дорога, ставшая главной в его жизни. 35 лет отдано развитию отечественного виноделия, 20 из них – Тираспольскому винно-коньячному заводу. В 66-м Борис Михайлович Хилков возглавил предприятие. Рвение и упорство пригодились молодому директору буквально с первых дней работы. На заводе началась грандиозная реконструкция. Здесь возводились новые цеха и корпуса, где разместились столовая, клуб, медпункт, магазин; модернизировалось оборудование; расширилось коньячное производство. Завод обновлялся.

«Мы начали со строительства новых коньячных цехов. В то время много спиртов хранилось на улице, поэтому было принято решение строить спиртохранилище», – рассказывает Борис Хилков.

Долгое время Кишинев не давал добро на завершение строительства трехэтажного цеха выдержки коньячных спиртов – потребовалось вмешательство высокого московского начальства. Решил вопрос звонок министра МВД Щелокова. Борису Михайловичу вместе с командой единомышленников удавалось реализовать все задуманные планы. Если в 66-м завод выпускал 615 тысяч декалитров вина, то через 10 лет – 3 миллиона 700 тысяч. С улыбкой вспоминает винодел, соавтор известных коньков «Юбилейный» и «Виктория», историю о том, как убедил признать качество тираспольских коньяков самих французов.

Судьба завода – ветерана двух опустошительных и страшных войн – тесно переплелась с судьбами людей. Виноделы строили, дважды восстанавливали, а также модернизировали предприятие, отдавая ему свой труд, знания и любовь. А когда Родина позвала, встали на ее защиту. После Великой Отечественной многие вернулись на родное предприятие. В разное время здесь трудились ветераны ВОВ Александра Алексеевна Швецова, Григорий Леонтьевич Шурко, Павел Афанасьевич Борисов, работники тыла Мария Савельевна Нисиченко, Мария Ивановна Реброва, Илья Иванович Рябохлыст, Анна Николаевна Лупашко и многие другие.

«Сохранение памяти о той страшной войне и солдатах-победителях – наша святая обязанность. Живущие сегодня должны знать, насколько губительна была эта война, какой ущерб она нанесла. Наши совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы ни один из оставшихся фронтовиков не был забыт. Чтобы мы уделяли этим людям как можно больше внимания. Ведь с годами их становится все меньше. Они уходят… Остались единицы. За все то, что они совершили, за мирное небо мы должны быть благодарны им безмерно», – говорит депутат Верховного Совета Олег Баев.

В праздничные дни, окутанные ореолом Великой победы, хочется низко поклониться ветеранам и труженикам тыла. Благодаря их воинскому и трудовому подвигу мы живем под мирным небом, трудимся, растим детей.

источник: ИА TRANSDNESTRINFORM