Новости ПМР

«Государство для человека» - основа доктрины реформ, которые проводятся в Туркменистане

27 июня / TDI /. Прописанный в уникальной единогласной резолюции ООН «постоянный позитивный, конструктивный» нейтралитет Туркменистана - первый пример новой концептуальной модели системной самоидентификации государства. Данная точка зрения отражена в публикации, которую подготовил Экспертный совет Фонда «Современная политика».

В международном праве «эвентуальный» нейтралитет (возможный в конкретных ситуациях) разграничивают с «постоянным» (неприсоединением к военным альянсам, неучастием в боевых действиях). Для постоянного позитивного нейтралитета Туркменистана свойственно качественно новое содержание, при высшей степени правовой легитимности. Организация Экономического Сотрудничества и Движение неприсоединения выразили в 1995 году поддержку курсу молодого суверенного государства, стремившегося к нейтралитету, а все государства-члены ООН единодушно проголосовали за резолюцию Генассамблеи № 50/80 «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Ни одна другая страна мира пока не закрепила за собой такой статус.

Прежде всего, эти международно-правовые нормы заложили фундамент под всей системой внутригосударственных правоотношений в Туркменистане. В статье 1 Конституции говорится о признанном мировым сообществом постоянном нейтралитете Туркменистана как основе его внутренней и внешней политики. Миролюбивый курс во внешней политике закреплен согласно Конституционному закону. К концепции постоянного нейтралитета восходят другие юридические акты, среди них - Декларация «О международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека».

Во-вторых, мировое сообщество находится в поиске новых форм модернизации общества, и для концептуальной модели постоянного нейтралитета Туркменистана нашлось достойное место в международной практике. Наиболее приемлемые и оптимальные формы современных международных правоотношений прошли апробацию по мере развития нейтрального Туркменистана «под патронатом» ООН.

25 лет независимости Туркменистана наглядно продемонстрировали: принципы постоянного нейтралитета помогли при строительстве новой архитектуры максимально широкого и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества. За четверть века Туркменистан занял в региональной политики в Центральной Азии место ее фактического миротворческого центра.

В-третьих, реформы в Туркменистане обусловлены концептуальностью политического курса на постоянный нейтралитет.

Как подчеркивает Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, «внешняя политика любого государства неотделима от политики внутренней. В этой взаимосвязи кроется ключ к пониманию сути провозглашаемых целей и практических шагов той или иной страны на мировой арене, философии ее внешнеполитического курса».

3-я статья туркменской Конституции объявляет человека высшей ценностью государства и общества. При этом у властей и граждан взаимные обязательства. Так, государство охраняет право на жизнь, другие естественные и неотчуждаемые права, свободу, достоинство, честь, неприкосновенность личности. А от гражданина ожидается выполнение им обязанностей, оговоренных в основном законе.

Нейтралитет Туркменистана, являясь принципом внутренней политики, помог стране поступательно двигаться вперед в политической, социально-экономической, гуманитарной сферах.

Развиваясь на принципах нейтралитета, Туркменистан следует самобытным национальным традициям и логике лучших достижений человечества, без уклонов в абсолютизацию восточных или западных ценностей.

Конституционное предписание «Государство для человека» - основа доктрины реформ, которые проводятся в Туркменистане. Государство непосредственно забоится об обеспечении жизнедеятельности граждан, защищает их права и свободы. Большая часть расходов казны перечисляется на развитие «социалки». Минимизированы тарифы ЖКХ и платежи за транспортные услуги. На самые прогрессивные международные стандарты ориентированы образование и медицина. Помимо прорыва в развитии культуры, не стоит на месте развитие науки. Все это – результаты следования принципам нейтралитета, Всеобщей Декларации прав человека, другим международным юридическим нормам.

В концептуальной модели «позитивного нейтралитета», воспринятой международным правом, отразились новые политические реалии.

«Позитивный нейтралитет» стал важным фактором бесконфликтного развития и интернационального сотрудничества, что доказывают достижения Туркменистана и во внутренней политике и на международной арене.

источник: ИА TRANSDNESTRINFORM