Новости ПМР
Туркменистан и Китай стремятся возродить Великий Шелковый путь
3 апреля / TDI /. Нейтральный Туркменистан и Китай имеют богатый опыт взаимоотношений. Важный фактор доверительного двустороннего стратегического партнерства – масштабные инфраструктурные проекты в транспортном секторе и нефтегазовом комплексе, сообщает Белинформ.
25 лет назад, 6 января 1992 года, между КНР и независимым Туркменистаном были установлены дипломатические отношения. Стали традицией регулярные встречи лидеров двух динамично развивающихся государств Азии. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов поддерживает идею возрождения древнего Великого Шелкового пути, еще две тысячи лет назад соединявшего две страны. Председатель КНР Си Цзиньпин выступает с инициативой «Один пояс и один путь».
С сентября 2013 года, после государственного визита Си Цзиньпина в Ашхабад, китайско-туркменскому взаимодействию придан характер стратегического партнерства. К ответному визиту туркменского лидера в Пекин в мае 2014 года была приурочена церемония подписания Договора о дружбе и сотрудничестве. 23 июня 2016 года состоялась новая встреча двух лидеров - на этот раз на «полях» юбилейного 15-го саммита ШОС в Ташкенте.
С 2009 года Китай закупает наибольший объем туркменского природного газа, поставляемого на экспорт. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation, CNPC) ведет бизнес в Туркменистане еще с 2002 года. В апреле 2006 года правительствами двух государств было подписано Генеральное соглашение о строительстве магистрального газопровода (МГП) Туркменистан-Китай и продаже туркменского газа в КНР.
Запасы черного и голубого «золота» в Туркменистане оцениваются (в нефтяном эквиваленте) в 71 миллиард тонн условного топлива. 26 трлн. 200 млрд. кубометров газа таится в пустыне Каракумы на востоке страны, в недрах месторождения «Галкыныш» (Южный Иолотань) и соседнего «Яшлар», на территории Марыйского велаята. Только залежи «Галкыныш» (21,2 трлн. м³ «голубого золота») признаны вторыми в мире, уступая лишь иранскому «Южному Парсу». Всего по запасам газа Туркменистан занимает 4-е место в мире.
В 2007 году Гурбангулы Бердымухамедов призвал мировое сообщество разработать международный механизм обеспечения глобальной энергетической безопасности, диверсификации маршрутов поставки топлива на мировые рынки. Эту инициатива нашла поддержку у китайской стороны, выступившей одним из соавторов принятых в 2008 и 2013 годах Генассамблеей ООН резолюций о стабильном транзите энергоресурсов.
В июле 2007 года межу китайской CNPC, туркменским Госагентством по управлению и использованию нефтегазовых ресурсов и Госконцерном «Туркменгаз» (Türkmengaz) были заключены договор о купле-продаже туркменского газа и соглашение о разделе продукции (СРП) по разведке и разработке газа в рамках Амударьинского проекта, на Договорной территории Багтыярлык в Лебапском велаяте. Китай ежегодно в течение 30 лет будет получать из Туркменистана 30 млрд.кубометров газа.
29 августа 2007 года CNPC получила от Президента Туркменистана лицензию на разведку и освоение Багтыярлык. Кроме 1 трлн. 300 млн. кубометров газа, на участке А (месторождение «Самандепе») и участке B («Алтын Асыр») Договорной территории на правом берегу Амударьи разведаны 20 млн. тонн газового конденсата и свыше 20 млн. тонн нефти. На газоперерабатывающих заводах ГПЗ-1 и ГПЗ-2 ежегодно производится 6 млрд. и 9 млрд. «кубов» продукции.
14 декабря 2009 года состоялся запуск ГПЗ-1 и крупнейшей в мире энергомагистрали – транснационального МГП Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай (Центральная Азия – Китай). Туркменское «голубое золото» впервые был поставлено к берегам Тихого океана.
В запуске энергомоста вместе с туркменским лидером Гурбангулы Бердымухамедовым и Председателем КНР Ху Цзинтао участвовали Президенты Узбекистана и Казахстана Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев. Дата 14 декабря стала в Туркменистане профессиональным праздником нефтяников, газовиков и геологов.
Длина каждой из трех параллельных ниток МГП (Центральная Азия - Китай) составляет 1833 км. В рамках совместного проекта соблюден принцип баланса интересов всех сторон в «энергетической триаде»: и производителей, и транзитеров, и потребителей.
Подавать туркменский газ через нитку C стали вслед за пуском ГПЗ-2 (май 2014 года). На начало 2016 года совокупная мощность всего газопровода достигла 55 млрд. м³/год, (свыше 1/5 спроса на газ в Китае). Благодаря газовой альтернативе, не сжигается 73 млн. тонн угля, а выбросы углекислого газа сократились на 78 млн. тонн, двуокиси серы - на 1 млн. 210 тыс. тонн.
Источниками газа для линий A и B ежегодно служат 17 млрд. кубометров от ГК «Туркменгаз» и 13 млрд. кубометров, которые китайская CNPC добывает в Багтыярлыке на условиях СРП. По нитке С ежегодно в Китай поступает по 10 млрд. кубометров из Туркменистана и Узбекистана, а также 5 млрд. «кубов» из Казахстана.
Проектируемая четвертая нитка D (годовая мощность 30 млрд. кубометров) пойдет с «Галкыныш» до Китая по новому маршруту: через территории Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. В сентябре 2013 года Китай заключил соответствующие межправительственные соглашения с этими государствами. А на «Галкыныш» тогда был пущен завод годовой мощностью 10 млрд. кубометров товарного газа. В 2014 году ГК «Туркменгаз» заключил с CNPC договор о генеральном подряде на постройку «под ключ» завода с годовой производительностью 30 млрд. кубометров, а также контракт ежегодной купли-продажи на 25 млрд. «кубов» газа.
За 7 лет работы трехниточной супермагистрали, на 30 ноября 2016 года, до китайских потребителей дошло 100 млрд. 500 млн. кубометров от ГК «Туркменгаз» и 52 млрд. 400 млн. кубометров с Багтыярлыка (по СРП). Такой статистикой оперировал на прошедшей в Ашхабаде международной конференции «Нефть и газ Туркменистана - 2016» генеральный директор CNPC Дэн Мин.
С пуском нитки D годовая мощность трансцентральноазиатского газопровода составит 85 млрд. кубометров, а Туркменистан доведет поставки газа китайским партнерам до 65 млрд. кубометров ежегодно. Соответствующие договоренности были оформлены еще в ноябре 2011 года, когда Гурбангулы Бердымухамедов посещал Китай с государственным визитом.
Подготовкой предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО) для линии D занимается НХК «Узбекнефтегаз». 25 января 2017 года вопросы о сотрудничестве в газовой сфере рассматривались в Ашхабаде на 13-м заседании Совместной туркменско-узбекской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. От имени правительства соседнего государства Центральной Азии на этой встрече выступал первый вице-премьер Узбекистана Ачилбай Раматов.
6-7 марта 2017 года с визитом в Туркменистане побывал новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Это был его первый государственный визит за рубеж. Высокого гостя принял Гурбангулы Бердымухамедов. Стороны подписали договоры о стратегическом и экономическом сотрудничестве на 2018-2020 годы.
Обладая огромными запасами нефти и газа, Туркменистан стремится максимально использовать свое геостратегическое положение и для развития системы мультимодальных транспортных коридоров.
С открытием в 1996 году железной дороги Теджен – Серахс – Мешхед, началось сквозное движение от Гамбурга до Шанхая, фактически положено начало возрождению Великого Шелкового пути. Время в пути на 10-тысячекилометровом новом маршруте Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран – не больше двух недель, в среднем вдвое быстрее, чем по морю.
Туркменистан придает большое значение и гуманитарно-культурному сотрудничеству с важнейшим экономическим партнером. Китайских спортсменов ждут на Азиаде-2017 в Ашхабаде. Туркменско-китайская дружба имеет прочный исторический фундамент и при этом устремлена в будущее.
источник: ИА TRANSDNESTRINFORM