Новости ПМР
Замминистра иностранных дел РФ: Сегодня нет смысла говорить о переформатировании миротворческой операции на Днестре
Разговор о переформатировании миротворческой операции не имеет смысла, пока нет четких договоренностей о выработке для Приднестровья особого, надежно гарантированного статуса...
Такое мнение в своей статье «Миссия выполнима» высказал заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, сообщает «Новый Регион». Статья опубликована в сегодняшнем номере «Российской газеты».
По словам Карасина, последствия выхода на политическую арену националистов и трагедии, сопровождавшие распад СССР, продолжают волновать общественность, анализируются политологами, историками.
«Бесславная июльская война на Днестре 1992 года не исключение. Она вспыхнула как следствие неспособности центральной власти в Кишиневе, которой манипулировали радикалы, консолидировать общество. Неприемлемой ценой, которую пришлось заплатить за авантюризм, стали поломанные судьбы, страдания и гибель тысяч людей», – отмечает заместитель министра иностранных дел РФ.
Он считает, что политические мотивы, которые привели к молдо-приднестровскому конфликту, сохраняются и сегодня.
«Лозунги радикальных националистов на правом берегу Днестра, отрицающих молдавскую идентичность и отстаивающих унию с Румынией, звучат как разделяющий общество фактор», – подчеркивает Карасин.
По его словам, для Приднестровья не утрачивает своего мобилизующего значения стремление к самоопределению и к обеспечению прав всех населяющих его народов.
Соглашение о мирном урегулировании, подписанное в Москве 21 июля 1992 года и положившее начало миротворческой операции на берегах Днестра, позволило решить, по мнению Григория Карасина, сразу несколько задач. Были прекращены боевые действия и дан старт разрешению конфликта мирными, политическими средствами.
Заместитель министра иностранных дел РФ отмечает, что первые 10 лет ведения политических переговоров оказались очень продуктивными. В 1997 году в Москве был подписан Меморандум об основах нормализации отношений между ПМР и РМ, в 2003 году стороны подошли к подготовке Меморандума об основных принципах государственного устройства объединенного государства.
«Все это впечатляет, оставляет надежду на то, что потенциал политического урегулирования сохраняется», – пишет Григорий Карасин.
По его мнению, закон 2005 года об автономии для Приднестровья, который сегодня предлагается Кишиневом в качестве базы переговоров, на самом деле означает принуждение. «С учетом настроений приднестровцев, для которых неприемлемы навязанные извне односторонние решения, это предсказуемо означало бы возвращение конфликта в «горячую фазу», – считает Карасин.
Он делает вывод, что на фоне тех сложностей, которые были в молдо-приднестровском урегулировании в последние 10 лет, слаженный миротворческий механизм доказал свою «жизнеспособность и востребованность».
«Огромное значение имеет наработанный миротворцами профессиональный опыт оценки и управления ситуацией в зоне ответственности в контакте с местными органами, взаимодействие с национальными посредниками, наблюдателями от ОБСЕ, общественными организациями, населением», – подчеркивает заместитель главы внешнеполитического ведомства РФ.
По его словам, в эти дни, когда отмечается 20-летие миротворческой операции на Днестре, «нельзя не высказать слова благодарности российским военным, участвующим в выполнении доверенной им ответственной миссии, полностью соответствующей статусу России как посредника и страны-гаранта в молдо-приднестровском урегулировании».